Методическая помощь педагогам
УЧИМСЯ БЫТЬ ЗРИТЕЛЕМ
Быть зрителем - искусство во всех отношениях непростое и этому надо
учиться. Для современного театра особенно важно наличие грамотного,
хорошо подготовленного зрителя, которого привлекает в театре нечто
большее, чем просто знакомство с сюжетом или возможность приятно
провести свободное время.
Посещение театра - занятие не будничное, оно воспринимается как выход
человека из повседневного состояния, проведение времени в искусственно
созданной реальности с соблюдением определенных правил, существующих
в театральной среде. Перед просмотром театральной постановки с
учащимися любого возраста нужно провести беседу на тему «Театральный
этикет».
Важно детям рассказать об истории театра, его назначении и структуре, о
волшебном мире сцены и закулисья, о театральных профессиях, познакомить
школьников с театральными терминами и видами театров, показать иллю-
страции, видеосюжеты. Если есть возможность, пригласить для беседы
сотрудника или актёра театра, или родителя-знатока театра.
Таким образом, заочное знакомство с театром состоялось: ребята узнали
историю театра, познакомились с правилами поведения в театре.
Для младших школьников будет уместно провести посвящение в
«театральные зрители», торжественно вручить стильное, яркое
удостоверение «Театрального зрителя». Можно создать электронный вариант
удостоверения, где ребята будут отмечать свои посещения учреждений ТЮЗа
и записывать в нём отзывы-комментарии. А в конце года подвести итог,
отметить «самого активного любителя театра».
Подростки могут вести «Дневник театрального зрителя», в котором они
будут фиксировать свои эмоции, чувства, впечатления, наблюдения. Если
получится посетить спектакли разных режиссёров по одному и тому же
произведению, можно будет сравнить впечатления, прочитав свои
комментарии в дневнике.
Посещая театр с одноклассниками и посещая театр с родителями, ребёнок
ведёт себя по-разному. Но для некоторых детей коллективный поход с
классом в театр - это единственный способ приобщиться к театральному
искусству. И примером подражания для школьника является учитель. Задача
учителя увлечь школьников так, чтобы в театр дети шли по желанию, а не по
принуждению.
В день спектакля важно находиться в хорошем настроении, не опаздывать.
Заранее необходимо рассчитать время в пути и прибавить дополнительное
время на случай форс-мажора и на то, чтобы успеть до начала спектакля
показать детям, где находится гардероб, фойе, зрительный зал, туалеты. При
входе в театр дети по примеру учителя здороваются с билетером. Напомнить
детям, что в фойе и в зрительном зале не принято громко разговаривать,
суетиться, бегать, подниматься на сцену. Если во время представления
предусмотрен антракт, детские психологи рекомендуют в антракте читать
программку, рассматривать портреты артистов в фойе. Можно предложить
детям найти портреты тех артистов, которые сегодня играют в спектакле.
Театральные буфеты не очень приспособлены для группового обслуживания,
об этом заранее надо предупредить родителей и детей. Если дети берут с
собой небольшой перекус, они должны знать о трех «не»: нежирное, не
крошащееся, не шуршащее, и помнить, что зрительный зал - это не буфет!
Постарайтесь, чтобы первый поход в театр прошел безупречно и у детей на
долго сохранились положительные эмоции.
Подготовив заранее обучающихся, познакомив их с театральным этикетом и
правилами поведения в общественном месте, не стоит делать множество
замечаний непосредственно в театре. Иногда достаточно одного вопроса:
«Как думаешь, актерам видно, что ты сейчас делаешь?» или «Представь свои
ощущения, когда во время твоего ответа у доски одноклассники начинают
хихикать и шушукаться».